Побудь в моей шкуре: человеческое, слишком человеческое
Рецензії
Побудь в моей шкуре: человеческое, слишком человеческое
«Зверь в нас должен быть обманут, 
мораль есть вынужденная ложь, 
без которой он растерзал бы нас».  – Ф.Ницше

В детстве детективы, приключенческие и исторические романы для меня были какими-то скучными. Не очень-то нравилась вся эта земная возня: рыцари, пираты, убийства и раскрывающие их с блеском детективы. Другое дело – научная фантастика, единственный жанр, куда я «нырял с головой». Миры, которые рисовало мое воображение с помощью мастеров пера – Хайнлайна, Гаррисона, Лема, Желязны и Стругацких – захватывали меня и вызывали восхищение. Часами я мучил космических полководцев в «Дюне» на своей старенькой Денди. Позже я узнал, что человечество не добралось еще и до Марса, для меня это было личным «удар ниже пояса», охватившее чувство разочарования, и в то же время восхищения, вызывало трепет перед непознанными глубинами космоса. «Созерцая ослепление и убожество человека перед лицом молчащей вселенной, человека, лишенного света, предоставленного самому себе, покинутого в этом уголке вселенной, не знающего, кто его сюда послал, зачем он тут находится или что будет с ним, когда он умрет, не способного ничего понять, – я начинаю содрогаться от страха», - задолго до моего рождения предвосхитил мои мысли Блез Паскаль. Поэтому, когда в необъятных просторах (нет, не космоса) Интернета, я наткнулся новый фильм в жанре научной фантастики, да еще и со Скарлетт Йохансонн, то не смог себе отказать. Режиссер картины Джонатан Блейзер назвал её «Under the Skin», в русской локализации – «Побудь в моей шкуре». Если привести краткий синопсис, то фильм о том, что внеземной разум послал на Землю нескольких биороботов, чья задача состоит в заманивании земных мужчин, которыми питаются внеземные существа, в некую черную субстанцию-ловушку. Стоит отметить, что часть актеров были лишь случайными прохожими, которых Йохансенн подбирала по дороге.
Это совершенно не тот фильм о головокружительных баталиях, когда против злобных космических захватчиков воюет вооруженная до зубов армия, а смелый герой спасет всех с помощью супероружия или собственной крутизны. Здесь же, наоборот, внеземному разуму предстоит побыть в теле земного человека. Главная героиня Лаура сперва выполняет свою задачу без эмоций, как и положено пришельцу. Она обольщает и заманивает мужчин в свою ловушку. Холодной ночью она равнодушно оставляет маленького ребенка на пляже одного. Но постепенно наблюдая за землянами, начинает сочувствовать и завидовать им, впоследствии даже отпускает свою последнюю жертву. Лаура пробует человеческую еду и знакомится с местным жителем,  у которого живет несколько дней. «Великий вопрос жизни – как жить среди людей», - писал Альбер Камю. Лаура так же пытается понять, что же значит быть человеком, но пребывая в их среде, наталкивается на их, как сказал бы один мой друг, «животную сущность». Люди, кажущиеся такими слабыми, таят в своей душе нечто темное и деструктивное. Их страсти, рвущиеся наружу, сдерживаются лишь нормами морали. Лаура сбегает в лес – вечное пристанище для раздумий. Там её встречает лесоруб. Героиня находит хижину для туристов, где засыпает. Позже туда наведывается и лесоруб, который начинает приставать к беззащитной девушке посреди безлюдной чащи. Лаура сбегает, но он догоняет её, и срывая с неё одежду, обнаруживает, что под кожей у девушки находится черный корпус. Лаура снимает с себя остатки кожи и рассматривает свое бывшее лицо, заглядывает в глаза, снова пытаясь понять человека. В конечном итоге, лесоруб обливает героиню бензином, а дым бесследно рассеивается в небе. Лаура умирает, так и не разгадав главной загадки – тайны человеческой души.
Мистерия души не дает покоя всему человечеству несколько тысячелетий. Что же скрывается в глубинах под покровом телесности – этот вопрос беспокоит не только великих философов, но и каждого серьезно задумывающегося о своем бытие человека. Не зря, так много мыслителей утверждало, что человек есть животное, от старика Аристотеля и до уныло завывающего «man is the animal» Бэланса. Возникающая посредством размышлений дихотомия души и тела, рождает тоску за чем-то трансцендентным, лишенным «грязи» телесности. И люди продолжают тосковать без причины, вероятно, эта страсть к высшему и отличает нас от животных.
Роман Красницкий

©Zlit 2012Про проектКонтакти