Письмо о запахе
autem odor vitae
Уважаемый адресат!
(Имя оставим скрытым)
Идея текстов текстов о запахе, об их поиске и описании, преследовала меня уже довольно давно, но, как оказалось, не так все просто.  Сложности в том, чтобы их найти, верно, и не ровня сложностям их описания. Однако, мне кажется, от искреннего вдохновения и твердой внутренней решительности не сбежит ни одно слово.
Ваши работы меня очень заинтересовали. Вы говорили о том, что мучит, преследует и, одновременно, радует меня вот уже около 10 лет (если не больше). Размышления о «больших» и «малых» запахах, бинарность восприятия, скудность речи при описании ощущений… Для всех этих тем я безрезультатно, вот уже сколько времени, ищу собеседников. Поэтому, «запахи в речи» для меня несколько мифическое понятие, в то время как ощущения и тексты всегда рядом.
Меня всегда особенно удивляло, что никак не удается передать конкретно то, что чувствуешь в сфере запаха, в то время как для других ощущений находятся десятки синонимов. У меня длительное время была идея объяснять запахи через воображаемые визуальные образы, возникающие при их восприятии. Но, к сожалению, эти образы не всегда были понятны. Нашлось несколько людей (всего около трех), которым удавалось ухватить образ, принять его, хоть и по-своему. С ними я до сих пор иногда делюсь, но крайне редко. Они считают, что у меня несколько носов, как они, шутя, говорят, поэтому иногда им тяжело понять, о чем я.
Меня тревожит этот жуткий двоичный код восприятия запаха. Что это вообще – «хорошо/плохо»?.. Для такой-то гаммы… Понимаю, Зиммель, да… Но все же, неужели феномен запаха настолько маловажен, что для него не найдется пары-тройки иных выражений? (Это что-то вроде истерики на почве особенностей языка. Мне кажется, должны быть языки, достойно вербализирующие ольфакторное восприятие?)
Что касается «фоновых запахов», то это для меня сложнейшая загадка… Что это значит? В моем восприятии такое отсутствует. Для меня каждый запах важен, каждый равен в восприятии, не важно, далекий он или близкий, большой или малый - они все – единая картина, - что из них «фон»?
И… Можно ли делить «большие» запахи на «малые»? Запах леса, к примеру, в секунду разлетается для меня на тысячу разных: мха, коры, листьев, цветов… И каждый из них достаточно яркий, чтобы его узнать. Очень тяжело, мне кажется, уловить этот «первый момент» восприятия, когда лес еще пахнет «лесом». Напротив, море - без сомнений «большой запах». Но ведь, каждое море пахнет иначе (эмпирический опыт), хотя общие черты уловимы – этот запах ни с чем не спутать…
искренне,о.
©Zlit 2012Про проектКонтакти